|
Социально-воспитательная работа
|
ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (ПОМОЩИ) ВИННИЦКОГО ИНСТИТУТА ЧАСТНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
1. Общие положения
Центр психологической подготовки (помощи) Винницкого института ЧАО «ВУЗ «МАУП» создается в соответствии с приказом Министерства образования Украины №127 от 03.05.1999 г. (в редакции приказа Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г.) и базируется на следующих положениях:
1.1 Основной целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психического здоровья и социального благополучия всех участников: воспитанников, учащихся, студентов, педагогических и научно-педагогических работников.
Социально-педагогический патронаж направлен на оказание социально-педагогической помощи социально незащищенным категориям воспитанников, учащихся и студентов с целью преодоления ими жизненных трудностей и повышение их социального статуса.
1.2 Психологическая служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития воспитанников, учащихся и студентов, мотивов их поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития и самовоспитания, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач учебных заведений.
1.3 Деятельность психологической службы в системе образования Украины обеспечивается практическими психологами, социальными педагогами, методистами и директорами (заведующими) учебно-методических кабинетов (центров). По своему статусу работники психологической службы относятся к педагогическим работникам и в соответствии с действующим законодательством пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них.
1.4 Психологическая служба сотрудничает с органами здравоохранения, труда и социальной защиты населения, семьи, молодежи и спорта, внутренних дел, другими органами исполнительной власти, а также общественными организациями.
2. Основные задачи психологической службы
2.1. Основные задачи психологической службы системы образования Украины заключаются в:
• содействии полноценному развитию личности воспитанников, учащихся, студентов на каждом возрастном этапе, создании условий для формирования у них мотивации к самовоспитания и саморазвития;
• обеспечении индивидуального подхода к каждому участнику учебно-воспитательного процесса на основе его психолого-педагогического изучения;
• профилактике и коррекции отклонений в интеллектуальном и психофизическом развитии воспитанников, учащихся, студентов.
2.2. Основными видами деятельности психологической службы являются:
• диагностика - психологическое обследование воспитанников, учащихся, студентов, их групп и коллективов, мониторинг содержания и условий индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов, определение причин, затрудняющих их развитие и обучение;
• коррекция - осуществление психолого-медико-педагогических мер по устранению отклонений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушений, преодоления различных форм девиантного поведения, формирование социально полезной жизненной перспективы;
• реабилитация - оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам, ученикам, студентам, находящимся в кризисной ситуации (пострадавшие от социальных, техногенных, природных катастроф, перенесли тяжелые болезни, стрессы, переселение, подвергшихся насилию), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности;
• профилактика - своевременное предупреждение отклонений в психофизичномурозвиткутастановленни личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе;
• прогностика - разработка и применение моделей поведения группы и личности в различных условиях, проектирование содержания и направлений индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов и составления на этой основе жизненных планов, определение тенденций развития групп и межгрупповых отношений.
2.3 Психологическая служба системы образования Украины функционирует на трех уровнях:
• научном, на котором изучает закономерности психического развития и формирования личности воспитанника, ученика, студента с целью разработки методов и методик профессионального применения психологических знаний;
• прикладном, на котором осуществляет социально-психологическое обеспечение процесса обучения и воспитания, включая разработку учебных программ, учебников, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов;
• практическом, на котором обеспечивает непосредственную работу практических психологов, социальных педагогов в учебных заведениях.
2.4 Деятельность психологической службы включает следующие основные направления:
• консультативно-методическая помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения, воспитания и развития воспитанников, учащихся, студентов, помощь органам государственного управления в планировании образовательной деятельности;
• просветительско-пропагандистская работа по повышению психологической культуры в учебных заведениях и в семье;
• превентивное воспитание (через средства массовой информации, во время учебной деятельности в рамках учебных программ или как отдельного предмета), целью которого является формирование у воспитанников, учащихся, студентов ориентации на здоровый образ жизни и защиту психического здоровья; профилактика алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и преступности.
2.5 Практический психолог учебного заведения:
• участвует в осуществлении образовательной, воспитательной работы, направленной на обеспечение всестороннего индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов, сохранения их полноценного психического здоровья;
• проводит психолого-педагогическую диагностику готовности воспитанника, ученика, студента к обучению и способствует их адаптации к новым условиям учебно-воспитательного процесса, помогает в выборе учебного заведения в соответствии с уровнем психического развития;
• разрабатывает и внедряет развивающие, коррекционные программы учебно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных, гендерных, возрастных особенностей воспитанников, учеников, студентов;
• способствует выбору учащимися и студентами профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей, жизненных планов и возможностей, готовит учащихся к сознательной жизни; осуществляет превентивное воспитание, профилактику преступности, алкоголизма и наркомании, иных зависимостей и вредных привычек среди подростков;
• проводит психологическую диагностику и психолого-педагогическую коррекцию девиантного поведения воспитанников, учеников, студентов;
• формирует психологическую культуру воспитанников, учащихся, студентов, педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, консультирует по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса.
2.6 Сотрудник психологической службы обязан:
• руководствоваться этическим кодексом психолога;
• соблюдать педагогичноиетикы, уважать достоинство воспитанников, учащихся, студентов, защищать их от любых форм физического или психического насилия;
• строить свою деятельность на основе доброжелательности, доверия в тесном сотрудничестве со всеми участниками педагогического процесса;
• пропагандировать здоровый образ жизни, повышать уровень психологических знаний педагогов и родителей или лиц, их заменяющих;
• хранить профессиональную тайну, не распространять сведений, полученных в процессе диагностики или коррекционной работы, если это может нанести вред питомцу, ученику, студенту или их окружению;
• постоянно повышать свой профессиональный уровень;
• знать программно-методические материалы и документы по объему, уровня знаний, развития воспитанников, учащихся, студентов, требования государственных стандартов к обеспечению учебно-воспитательного процесса, основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки.
|
|